Иран-Азербайджан: Баку предпринимает противореч�
Мой сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Четверг, 08.12.2016, 01:05
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Главная » 2013 » Март » 17 » Иран-Азербайджан: Баку предпринимает противореч�
    03:11
     

    Иран-Азербайджан: Баку предпринимает противореч�

    Мечеть Биби-Эйбат в Баку. Законодатели Азербайджана ввели ряд строгих правительственных ограничений на религиозную деятельность. Политологи усматривают во вмешательстве государства в дела религии попытку ограничить возможности соседнего Ирана по оказанию влияния на внутреннюю жизнь страны, добавляя, что избранная Баку тактика может создать больше проблем, нежели их решить. (Фото Эмина Баширова)

    Накануне выхода доклада организации "Международная Амнистия" с критикой в адрес Азербайджана за ограничение свобод граждан законодатели республики ввели 15 ноября ряд строгих правительственных ограничений на религиозную деятельность. Политологи усматривают во вмешательстве государства в дела религии попытку ограничить возможности соседнего Ирана по оказанию влияния на внутреннюю жизнь страны. Некоторые добавляют, что избранная Баку тактика может с легкостью создать больше проблем, нежели их решить.

    Поправки в уголовный и административный кодексы Азербайджана, принятые практически единогласно (против было подано лишь три голоса), вводят многолетние сроки тюремного заключения и увеличивают до восьми раз размеры штрафов за распространение неразрешенной религиозной литературы, "принуждение" к религиозной деятельности и совершение религиозных обрядов лицами, получившими образование за рубежом без дозволения на то государства.

    Согласно новым поправкам, издание, ввоз, продажа и распространение религиозной литературы или предметов культа, не санкционированных Государственным комитетом по делам религии, может повлечь за собой штраф в размере от 5 до 7 тысяч манатов (6361 – 8905 долларов) или лишение свободы сроком до двух лет. Продажа разрешенной религиозной литературы может осуществляться лишь в 52 специализированных магазинах, имеющих выданную комитетом лицензию. Информация о том, когда и где будут открыты подобные магазины, пока отсутствует.

    Аналогичной неопределенностью отличается и другая поправка, запрещающая "принуждение" граждан к участию и исполнению "религиозных обрядов" или "получению религиозного образования". Что конкретно понимается под "принуждением" закон не оговаривает.

    Вышеозначенные действия могут повлечь за собой наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет и штраф в размере от 3 до 5 тысяч манатов (3800 to 6300 долларов). Аналогичное наказание предусмотрено за действия, связанные с "понуждением" лиц к вступлению в религиозную общину или препятствованием выходу из нее.

    Еще одна поправка накладывает запрет на получение религиозного образования за рубежом, в том числе по обмену мусульманскими духовными лицами, без согласования с госкомитетом по делам религии. Лицам, получившим "зарубежное религиозное образование" без соответствующего разрешения комитета, запрещается проводить религиозные церемонии. Для нарушителей этого положения закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 2 до 5 тысяч манатов (2544-6361 долларов) и лишения свободы сроком до двух лет.

    Штрафы и тюремное наказание за указанные правонарушения увеличиваются более чем вдвое в случае, если обвиняемый является должностным лицом, состоит в "криминальной группировке" или совершил указанные действия в отношения несовершеннолетних. Иностранным гражданам запрещается заниматься всеми вышеперечисленными видами деятельности.

    По словам депутатов, поддержавших данные меры, они носят предупредительный характер и призваны не допустить провоцирования "определенными кругами" в азербайджанском обществе конфликтов на религиозной почве. Другие подчеркивают "негативное влияние некоторых соседних стран", оказываемое посредством ислама – обычный для Баку эвфемизм для своего южного соседа, Ирана. Депутат Чингиз Ганизаде без обиняков обвинил Иран в "проведении [в Азербайджане] антигосударственной пропаганды посредством религии".

    В последнее время Азербайджан столкнулся с серией уличных протестов против неофициального запрета властей на ношение в учебных заведениях хиджаба – исламского женского головного убора. Особенно резко критиковал введение данного запрета Иран.

    В ходе полуторачасовых дебатов в парламенте по вопросу поправок и угрозы со стороны "определенных кругов" лишь один депутат, а именно Фазиль Мустафаев от Партии великого созидания, выступил против обсуждаемого законопроекта, заявив, что тот являет собой цензуру со стороны государства и ущемление "свободы слова и права на образование".

    Замдиректора Института прав медиа Халид Агалиев разделяет этот взгляд, считая, что поправки являются нарушением 18 статьи Конституции (о разделении церкви и государства), 48 статьи Конституции (о свободе совести и вероисповедания), а также статьи 50-ой (о свободе информации) и статьи 42-ой (о праве на образование) Основного закона. Кроме того, данные меры идут вразрез с подписанной Азербайджаном Европейской конвенцией о защите прав человека, которая не дает права ограничивать распространение религиозной литературы, добавляет Халид Агалиев. "Эти поправки являют собой уже 14-ый случай внесения парламентом изменений в закон о религии, начиная с 2001 года, – отмечает он. – И каждый раз поправки вводят какие-нибудь ограничения и запреты". Без сомнения, обращения в Европейский суд по правам человека со стороны верующих или правозащитных организаций не за горами, прогнозирует он.

    16 ноября одна международная структура, а именно лондонская правозащитная наблюдательная организация "Международная Амнистия", уже призвала Азербайджан к ответу по аналогичной причине – за притеснение акций протеста и применение угроз по отношению к СМИ и правозащитникам в целях искоренения инакомыслия. В своем докладе "Международная Амнистия" утверждает, что власти "активизировали преследование и запугивание граждан по причине их явной или мнимой политической, религиозной деятельности или участия в жизни гражданского общества". В результате в обществе "повсеместно установилась обстановка страха и самоцензуры", говорится в документе. Власти пока никак не отреагировали на содержащиеся в докладе обвинения.

    На взгляд религиозного деятеля, частого критика действий правительства в религиозной сфере и главы бакинского Центра свободы совести и вероисповедания DEVAM Ильгара Ибрагимоглу, последние поправки являются составной частью аналогичного наступления на религиозные свободы. Он призвал провести открытые дебаты в обществе по вопросу данного законодательства и отметил, что возглавляемый им центр может обжаловать поправки в Конституционном суде Азербайджана и Европейском суде по правам человека. "Наказание за проституцию или содержание борделей в разы меньше, нежели за религиозные правонарушения, – негодует Ильгар Ибрагимоглу, являющийся также лидером общины мечети "Джума" в Баку (штрафы за проституцию и бордели не превышают 500 манатов (636 долларов)). – Это надо понимать так, что в Азербайджане религиозная деятельность является более серьезным "правонарушением", чем проституция?"

    Связаться для получения комментариев по поводу поправок с Аллахшукюром Пашазаде – главой полуофициального Управления мусульман Кавказа, обычно принимающего сторону властей, – не удалось.

    Политолог же Ариф Юнусов, автор книги "Политический ислам в Азербайджане", полагает, что поправки свидетельствуют об обеспокоенности азербайджанского правительства популяризацией ислама, в которой оно усматривает угрозу. По мнению Юнусова, на протяжении последних пяти лет в Азербайджане отсутствует полноценная оппозиция: за парламентскими выборами 2005 года, в ходе которых власти пристально отслеживали любые проявления новой "цветной революции", последовало наступление на оппозиционные группы и критически настроенные СМИ, отмечает он. "Сначала правительство подавляло традиционную оппозицию и свободные СМИ. Затем на азербайджанской политической сцене начали возникать различные исламистские организации, – говорит политолог. – Это вина самого правительства. Оно создало вакуум в рядах оппозиции… и его быстро заполняют исламисты".

    Оказанием давления на публичные проявления религиозных верований не сократить исламской критики в адрес правительства, добавляет Юнусов. "Я называю это вынужденной радикализацией верующих самим правительством", – подчеркивает он.

    От редактора:

    Шахин Аббасов является независимым бакинским журналистом и членом правления Фонда содействия "Открытое Общество"–Азербайджан.

    Просмотров: 91 | Добавил: thilling | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz