"короли" и "капуста" - 2008
Мой сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Четверг, 08.12.2016, 01:08
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Главная » 2013 » Февраль » 23 » "короли" и "капуста" - 2008
    08:38
     

    "короли" и "капуста" - 2008

    "Короли" и "капуста" - 2008

    Юрий Суханов (CAD/CAM/CAE Observer)

    Один из популярных героев Уолта Диснея, утка-банкир по фамилии Макдак, испытывал, как известно, крайнее удовольствие от пребывания в хранилище денег – буквально купался в них и тра­тил на это не только рабочее, но и свободное время. Каждый год, ранней весной, когда еще на деревьях не успели набухнуть почки, а окрестности – наполниться гомоном перелетных птиц (хотя утки в прудах плава­ют исправно круглый год), приходится и мне глубоко погружаться в отчеты “королей” рынка САПР/PLM, к коим принято относить компании Autodesk (ADSK), Dassault Systmes (DASTY), Parametric Technology Corporation (PTC) и Siemens PLM Software (SPLM). Этот, как нынче стало модным говорить, увлекатель­ный бенчмаркинг августейшего финансового здоровья (другими словами – “капусты”) может занимать ме­сяц-два моих “трудов и дней”, и в этот период я от­ношу себя к людям, “что уже не участвуют в битвах и ищут оправдания своей жизни в интересе к битвам других людей”. Получаю ли я удовольствие от учас­тия в постоянно действующем проекте нашего журна­ла под названием “Короли и капуста”? Видимо – да, иначе зачем бы я это делал регулярно на протяжении последних 9 лет! :)

    “Оскароносцы” от САПР

    Сводки с фронтов противостояния наступающему кризису в одних случаях несут в себе угрозу и сеют панические настроения, в других – заставляют мо­билизоваться и предпринимать какие-то конкретные шаги, а иногда просто вызывают апатию и желание куда-нибудь уехать. В любом случае наше внимание захвачено, мы напряжены и с нетерпением ждем све­жих новостей “про кризис”.

    Между тем, жизнь продолжается, и она – пре­красна, в том числе и наша “сапровато-пиэлэмовс­кая” жизнь. Несмотря на кризис, итоги развития от­расли и рынка САПР/PLM в 2008 году впечатляют (рис. 1). Они (итоги) включают, но, как правило, не объединяют достижения, результаты, события, яв­ления и процессы, отличающиеся по своей природе, сути, влиянию и способности изменить привычный уклад и ландшафт рынка. Поэтому их можно пере­числять, как это уже сделали ряд новостных порта­лов и изданий, но их нельзя поставить на одну доску в ряд. Видимо, номинативный (от слова номинация) подход будет наиболее уместен в нашем случае. Он позволит четко показать, кто же является главными ньюсмейкерами на рынке САПР/PLM, а заодно раз­нообразить ставший уже привычным формат пред­ставления “капустных” материалов. (Должен заме­тить, что это уже не первая попытка ухода от штам­пов при обзоре финансовых показателей “королей”, но, надеюсь – не безуспешная. Хотя читатели такой задачи нам и не ставили.)

    Итак, начнем.

    • Новая технология, развивающая принятую па­радигму моделирования

    В этой особо почетной номинации единолично фи­гурирует синхронная технология от Siemens PLM Software.

    • Инноватор года

    В этой номинации представлены три компа­нии: Dassault Systmes, Siemens PLM Software, SpaceClaim.

    • Новый взгляд на онлайн-взаимодействие

    Dassault Systmes.

    • За победу в бенчмаркинге

    РТС и Dassault Systmes (бенчмаркинг проводился консорциумом EADS).

    • Крупнейший контракт года

    РТС, АСКОН.

    • Преодоление миллиардного рубежа

    РТС.

    • Лакомый кусочек

    По-другому эту номинацию мож­но было бы назвать “И всё-таки она продается?!”. В нее попала компания РТС.

    • На скрижалях

    В эту номинацию вошли:

    1. электронная книга “The Engineering Design Revolution”, которую написал наш коллега David E. Weisberg;

    2. “Энциклопедия PLM” сообщества isicad;

    3. книги по продуктам РТС и АСКОН;

    4. серия книг по САПР издательства “ДМК-Пресс”.

    • Успешная ВЭД

    Успехами во внешэкономдеятель­ности могут похвастаться ЛЕДАС, АСКОН, АДЕМ, Топ Системы, Те­сис/Capvidia.

    • Региональная политика

    Autodesk СНГ, ACKOH, Solid-Works-Russia, Delcam.

    • Судебные процессы года

    Siemens, Autodesk, PTC.

    Dassault Systmes, Siemens PLM Software.

    • Нацпроект года

    nanoCAD.

    • Популярный продукт года

    Autodesk Inventor, Autodesk Revit, SolidWorks, nanoCAD, Nastran*, Fluent*, Mastercam.

    • За аппетит к чужим технологиям

    Autodesk, MSC.Software, PTC.

    • За неугасаемое стремление к самоидентификации

    Autodesk, SolidWorks.

    • Лицом к СМБ

    Autodesk, Dassault Systmes, PTC, Siemens PLM Software.

    • За попытку воплощения но­вой модели бизнеса в сфере САПР

    Игорь Ханин (ЗАО “Нанософт”).

    • Нетривиальный маркетинг

    Autodesk, SolidWorks, АСКОН.

    • Сюрприз года

    Выход NX с синхронной техноло­гией, новое назначение Кэрол Бартц*, интернет-справочник конструктора от АСКОН.

    • Поддержка сферы образования

    Autodesk СНГ, АСКОН, Solid-Works Russia, Delcam.

    • Формула успеха

    Дмитрий Трифонов (ОАО “Тяж­маш”).

    Разумеется, подбор номинаций и номинантов – сугубо авторский, но так ли уж он далек от объективного?! Ко­нечно, каждого номинанта следовало бы эффектно представить – они этого за­служивают. Но, увы, в целях экономии места от этой идеи пришлось отказать­ся. Впрочем, весь прошлый год журнал уделял им повышенное внимание, и мы не сомневаемся, что большинство чита­телей легко расшифруют и идею каж­дой номинации, и причины, по которым выдвинуты конкретные лица, юридичес­кие или физические. Мы ведь всерьез рассчитываем, что нас читают. :)

    “А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо…”

    Только наивный может заявлять, что кризис подкрался незаметно. А к чему должен был привести мир распоясавшийся капитализм, неолиберализм, глобализация и придушенная левая идея? И всё же многие люди, учреж­дения, организации, частные компании и даже целые страны полагались на авось: авось пронесет, не заденет, само рассосется. Чёрта с два! Всему прихо­дит час определенный… И каждый дол­жен испить свою чашу до дна. В этом смысле хотелось бы выразить искрен­нее сочувствие господам Тойоде, Фор­ду, Баффету, Абрамовичу, Дерипаске и другим капиталистам-олигархам, чьи потери беспрецедентны (но, будем на­деяться, восполнимы).

    Бог с ними, с олигархами – спро­воцированное и недалекое в массе сво­ей население тоже как следует повесе­лилось. Как здорово жить на заемные деньги и тратить их как хочется! Каза­лось, это – праздник, который всегда с тобой… Друзья, вы неправильно поня­ли Хэма, он имел в виду ТРУД (ну, и Париж, конечно же), а не вульгарное потребление. Для очень многих людей и семей этот праздник обернулся кош­маром и бедой. Это кризис не только верхов, но и низов!

    Инерционный по природе рынок САПР/PLM погружался в пучину кризиса без громких заявлений и су­мятицы, медленно, но верно и основа­тельно – вместе или вслед за реальным сектором экономики. Первые призна­ки этого погружения проявились еще в 2007 году на фоне выдающихся фи­нансовых рекордов “королей”.

    Абсолютные значения финансо­вых показателей “королей”, конечно же, красноречивы, и вроде бы говорят сами за себя – но как бы не до конца. В прошлом году, готовя “капустные” материалы и испытывая при этом некоторые смутные сомнения, мы решили посмотреть на относительные цифры изменения доходов и других показателей, причем в динамике – по годам. Наша инту­иция нас не подвела! Бессмысленно пытаться удовлет­ворить свое любопытство только путем изучения “коро­левских” финансовых отчетов, да еще составленных на языке Шекспира. Другое дело, если на основе данных этих отчетов построить объективные графики измене­ния интересующих показателей за несколько лет. Мы тогда не поленились это сделать и увидели подтверж­дение своим подозрениям: обнаружился новый и без­радостный тренд – замедление роста большинства по­казателей “королей” рынка САПР/PLM в 2007 году. У всех этих графиков “клюв опущен вниз” (см. “Короли” и “капуста” – 2007, часть II, рис. 3, 7, 11 и часть III, рис. 7, 8, 9, Observer ##3,4/2008), и, следовательно, кризис не обошел стороной сферу САПР и уже тогда начал показывать зубы, о чём мы незамедлительно и предупредили наших читателей.

    Идея строить процентуальные графики изменения основных показателей “королей” САПР/PLM не оста­лась незамеченной нашими коллегами на Западе, полу­чающими и изучающими Observer (как изучаем и мы их издания), и, спустя год, CADCAMNet уже вовсю де­монстрирует аналогичный подход. Учимся и мы у них – например, сдержанности. Так же, как и CADCAMNet, мы не позиционируем наш журнал как новостной, не торопимся “абы как” перевести полученный пресс-релиз и поскорее выдать информацию на-горa (в редакции лю­бят говорить – прокукарекать). Предпочитаем без суеты составить мнение и дать оценку, а может быть и совет-рекомендацию; при этом сами, конечно же, используем и новостные издания в том числе.

    Наша прошлогодняя оценка положения дел на рын­ке САПР/PLM не была трагической, однако мы всё же предположили, что “короли” пересмотрят прогноз своих доходов на 2008 год в сторону их снижения. Возражений и/или комментариев из офисов наших героев не последо­вало. Ну, что ж, давайте посмотрим по факту, какие кор­рективы внес 2008 год, и так ли уж страшен чёрт-кризис для индустрии САПР, каким его малюют…

    Доходная часть

    Страны Балтии в целом и Латвия в частности в силу сугубо субъективных причин не являются тем местом на экономической карте мира, где воочию можно было бы наблюдать красоту игры “королей” в САПР и, особен­но, PLM. В России дела с виртуозностью игры обстоят существенно лучше, но по-настоящему насладиться ре­зультативностью и мощью игроков можно лишь “в ми­ровом масштабе”, как любил говаривать Петька Исаев, ординарец (не денщик, не комиссар и не заместитель) легендарного комдива Чапаева.

    • Общие доходы “королей”

    В мировом масштабе, по версии консалтинговой ком­пании CIMdata, общие доходы за 2008 год наиболее влиятельных игроков рынка PLM и их реселлеров вы­глядят так, как это представлено на рис. 1. Наша версия рейтинга общих доходов “королей” за три последних года представлена на рис. 2.

    Принципиальное отличие нашего подхода от подхода уважаемой компании CIMdata заключается в том, что Observer включает в свой рейтинг ADSK (причем ADSK уверенно возглавляет его), а CIMdata нет. При этом CIMdata считает нужным включить показатели “новых королей” – SAP и Oracle; мы же пока воздерживаемся от этого.

    Опытные читатели “капустных” материалов уже не нуждаются в расшифровках и пояснениях используемых терминов и понятий. Но для новичков следует по­яснить, что, согласно общепринятой модели бизнеса, у разработчиков САПР/PLM их общие доходы склады­ваются из частных доходов, извлекаемых путем прода­жи лицензий ПО и оказания широкого спектра сопутствующих услуг. Общие доходы – это самый важный показатель компании, тот самый пресловутый размер, который имеет значение!

    Квинтэссенция истории борьбы за первенство на рынке по общим доходам, являющейся одной из граней исключительно увлекательной саги о “королях”, сосре­доточена в табл. 1, а графическая интерпретация их динамики представлена на рис. 3. Как видим, мировой кризис, через призму которого мы вынуждены рассмат­ривать финансовые показатели “королей”, не оказал ни­какого влияния на их расстановку на “магической” оси годовых доходов (рис. 2) – главном и абсолютно безуп­речном рейтинге Observer’a :).

    ADSK возглавляет рейтинг на протяжении уже 6 лет, сместив еще в 2003 году на второе место SPLM, носившую тогда имя EDS PLM Solutions. В 2008 году ADSK установила очередной мировой рекорд, под­няв планку годового дохода на уровень в 2 315.2 млн. долл. Причем, в первых трех кварталах 2008 доходы превышали достижения в соответствующих кварталах 2007 года, однако уже в III кв. 2008 наметился неболь­шой спад по сравнению со II кв., а в IV кв. доходы прос­то рухнули: кризис сделал подножку компании, и она споткнулась. Рост общих доходов компании в 2008 году составил лишь 6.6% (табл. 2).

    Мы уже настолько привыкли к очень высоким про­центам (более 20%) ежегодного роста доходов ADSK, причем, родных (органических) доходов, что перестали давать себе отчет, какая работа за этим стоит и какого напряжения сил требует. В принципе, такие темпы роста возможны только на растущем, развивающемся рынке. Для зрелого рынка – это уже “феномен Autodesk”, и его компания демонстрировала нам на протяжении пяти лет.

    За последний год ситуация в мире кардинально изме­нилась на всех рынках. И для поддержания роста ADSK придется не только напрягать силы, но и тратить деньги (благо “их у нее есть”, причем, около 1 млрд. долл.) на приобретение компаний, способных генерировать допол­нительный доход, а не только быть технологическими донорами для ADSK, что имело место ранее. Думает­ся, что не только экономия ресурсов станет стержнем структурной политики ADSK ближайшего будущего, но и эффективное применение накоплений для поддержания роста интенсивным путем, как это делали (и продолжают делать) другие сапровские компании – на­пример, DASTY (поглощение ABAQUS, MatrixOne и др.) и РТС (Arbortext, CoCreate и др.).

    Весьма показательным явилось решение ADSK предложить клиентам рассрочку сроком до трех лет на покупку её продуктов. Хочу напомнить потенциальным покупателям, что сегодня на рынке ПО для САПР/PLM/DP торг вполне уместен.

    Основные отчетные данные ADSK представлены в табл. 3.

    DASTY – основоположник PLM 2.0, технологичес­кий лидер отрасли; по крайней мере, сама компания так считает, и с этим трудно не согласиться. В нашем списке номинаций DASTY получила титул инноватора года!

    Мы полагали, что в 2008 году компании удастся превысить планку годового дохода в 2 млрд. долл., тем более что в этом ей помогал слабый доллар. Но, как го­ворится, не случилось: по нашим аккуратным подсчетам DASTY заработала в 2008 году 1955 млн. долл. Таким образом, до заветной черты ей не хватило всего 45 мил­лионов – “ничтожной” суммы, которой можно было бы и пренебречь. Но в таких вопросах обозреватели обяза­ны быть принципиальными.

    Рост годового дохода в долларовом исчислении со­ставил почти 13%, а в евро рост оказался значительно скромнее – всего 6% (табл. 2), чуть ниже, чем у ADSK и, видимо, ниже, чем у других “королей” тоже. Кризис оставляет мало шансов DASTY на преодоление двух­миллиардного рубежа в 2009 году, но чем черт не шутит! SolidWorks уже приступил к реализации своей антикри­зисной программы и для сохранения доли рынка откры­то предложил покупателям скидки. Откровенно говоря, я не помню такого в истории корпорации SolidWorks (прошу прощения – DS SolidWorks).

    Основные отчетные данные DASTY представлены в табл. 4.

    РТС в 2008 году удалось решить принципиальную для себя задачу – преодолеть рубеж общих доходов в 1 млрд. долл. И хотя это больше психологическая за­дача для коллектива компании и её партнеров, нежели стратегическая, редакция Observer'a поздравляет со­трудников центрального и, в особенности, российско­го офисов РТС с этим достижением и заново обретен­ным членством в почетном “клубе миллиардеров” от САПР/PLM!

    За календарный 2008 год общий доход компании со­ставил 1069.5 млн. долл., что на 11.3% превысило доход за 2007 год, когда было заработано 960.9 млн. долл. (Об­щий доход РТС за 2008 финансовый год, завершивший­ся в III кв. 2008 года, составил 1070.33 млн. долл.). В течение первых трех кварталов РТС показывала уверен­ный рост доходов – 257.8, 271,7 и 299.6 млн. соответственно, но в IV кв. доход упал почти на 60 млн., соста­вив лишь 240.4 млн. долл. Неприятно, и даже обидно для компании, в 2009 году вновь лишиться членства в “клубе мил­лиардеров”, но, видимо, иного варианта (если РТС продолжит оставаться независимой компани­ей) кризис не предусматривает. Прогноз самой РТС на 2009 год – 960 млн. долл. годового дохода.

    Основные отчетные данные РТС представлены в табл. 5.

    SPLM по-прежнему сохра­няет величавое молчание относи­тельно показателей своего бизне­са. В этой связи я всё же рискнул обратиться с соответствующим за­просом к одному из известных в Европе вице-президентов SPLM, но в ответ получил лишь копию его послания другому ответствен­ному лицу компании с просьбой помочь мне. Это – всё... Хочу напомнить читателям, что и в прошлом году мы не располагали точными цифрами доходов ком­пании за 2007 год. Фантазиро­вать на тему влияния синхронной технологии проектирования на конечные параметры бизнеса компании – занятие инте­ресное и, возможно даже, захватывающее, но неблагодар­ное, поэтому мы воздержимся от такого вольнодумства и, в целях достижения сопоста­вимости “королевских” доходов, воспользуемся цифрой из мате­риалов CIMdata (чьи запросы в SPLM, видимо, всё же не оста­ются без ответа). Итак, согласно данным CIMdata, доход SPLM в 2008 году достиг 1512 млн. долл. И если мой прогноз до­ходов SPLM в 2007 году при­знать сравнительно точным, то рост общих доходов SPLM в 2008 году мог бы составить поч­ти 12% (табл. 2).

    Суммируя сказанное в отно­шении общих доходов “коро­лей”, повторим мысль о недоста­точности абсолютных величин этих доходов для корректных суждений о финансовом бла­гополучии наших фигурантов. Казалось бы, доходы продолжа­ют расти, и нет почвы для бес­покойства… Но более тщатель­ный анализ позволяет выявить не только замедление темпов их роста, но и падение в отдельных кварталах. А это уже свиде­тельство вступления “королей” в более опасную фазу кризиса – фазу реальных потерь и убытков. Каковы будут эти потери, к чему они могут привести, как долго продолжится кризис? Вопрос риторический… Как гово­рится, знал бы прикуп – жил бы в Сочи!

    • Доходы “королей” от продажи новых лицензий

    Для тех, кто впервые читает “капустные” материалы, следует пояснить, что доход, полученный от продажи новых лицензий за отчетный период, является одним из важнейших экономических показателей компаний-раз­работчиков технологий, продуктов и решений в сфере САПР/PLM. Изменение объема этого дохода в каждом календарном периоде позволяет судить о важнейших процессах на рынке и внутри компании: корректности оценки спроса на продукты компании, их конкурентос­пособности, успехе или провале маркетинговой и реклам­ной политики, о темпах расширения клиентской базы, росте популярности разработчика и его программных продуктов, восприятии рынком результатов деятельнос­ти разработчика и т.д.

    График изменения по годам “королевских” доходов от продажи новых лицензий представлен на рис. 6. Там же разместился и рейтинг “королей” по этому показа­телю за 2008 год. Поквартальные графики доходов от продажи новых лицензий за 20062008 гг. представлены на рис. 7.

    Однако наиболее точно, рельефно и даже выпукло ситуацию на рынке САПР иллюстрируют два других графика, о которых сейчас пойдет речь. Квартальные продажи рабочих мест популярных сапровских пакетов за последние три года показаны на рис. 8. Первое, что бросается в глаза – это полное или частичное отсутствие данных по компаниям DASTY и PTC. Если в отноше­нии Сименса отсутствие публичной информации квали­фицируется как политика неразглашения, то сокрытие данных DASTY и PTC иначе чем фарсом не назовешь. Понятно, что на дворе кризис, и что в период кризиса показатели красивыми не бывают. Какой же смысл пря­тать их от общественности? Почему DASTY решилась показать количество продаж SolidWorks, но закрыла эти данные по CATIA? Почему ADSK смешивает в одном флаконе показатели для Inventor, Revit, Moldflow и др.? Почему аналогично поступает РТС, перемешивая данные Pro/ENGINEER, CoCreate и др. Почему каж­дый год, а то и пару раз за год, меняется формат квар­тальных и годовых отчетов “королей”. Эти методы иначе как партизанскими я назвать не могу. Когда этот материал уже был сверстан, ADSK заявила, что в дальней­шем тоже закрывает данные по квартальным продажам рабочих мест своих продуктов.

    Но возвратимся от эмоций к анализу графи­ка. Второе, что бросается в глаза, это существенное падение количества продаж этих популярных пакетов (у SolidWorks меньше, у других больше) в каждом из кварталов 2008 года. Следствием этого является на­метившееся снижение доходов “королей” от продажи новых лицензий.

    К сожалению, спокойствия не добавляет и график темпов роста доходов от продажи новых лицензий: фак­тически темпы роста на глазах становятся темпами спада (рис. 9).

    Из теории известно, что успех в продажах новых лицензий служит индикатором успеха бизнеса компа­нии в целом и её партнеров в частности. Объем про­даж новых лицензий за квартал и год – это жестко планируемый показатель каждой компании в сфере САПР/PLM и тысяч их сотрудников. Зарплата мно­гих из них напрямую связана с этим показателем, и достижение заданных значений означает возмож­ность получения бонуса (который, зачастую, превы­шает фиксированную заработную плату). Стабиль­ный рост продаж обеспечивает органическое, здоро­вое развитие каждой компании. Обратная ситуация на коротком отрезке времени – тревожный знак, на длинном – крах существующей модели бизнеса! Может быть её следует поменять? Впрочем, судя по нежеланию представителей “королевских” дворов ка­саться этого щекотливого вопроса, принятая модель пока их устраивает. Но жизнь, как говорил Овидий, полна метаморфоз! А кризисы, как известно, способ­ны и к созиданию.
    • Доходы “королей” от оказания услуг

    Другой важный показатель экономического бла­гополучия разработчика, который тоже должен при­ниматься во внимание, – объем доходов от оказания услуг. К услугам мы относим все виды деятельности, которые не относятся к продаже новых лицензий. Как правило, они включают доходы от обновлений версий (upgrade), годовых контрактов на поддержку и обнов­ление (maintenance, subscription service, update plan, annual update contract), сдачи ПО в аренду, разработ­ки по заказу дополнительных модулей, а также кон­сультирования, аудита, инсталляций и конфигуриро­вания ПО, выполнения пилотных проектов, обучения, сопровождения и др.

    Эти доходы обычно достаточно стабильны и ха­рактеризуют масштаб базы реальных пользователей продукта (а он сильно отличается от декларируемого разработчиком количества!), степень их лояльности и заинтересованности в дальнейшем развитии продуктов и решений (по сути, пользователи дают разработчику кредит) и важность для клиентов поддержки на про­фессиональном уровне.

    Графики изменения доходов “королей” от оказа­ния услуг за 20042008 гг. представлены на рис. 10, а темпы их роста/спада убедительно демонстрирует рис. 11.

    На протяжении трех лет абсолютным лидером по доходам от оказания услуг является DASTY. Рост доходов этого вида сыграл в 2008 году чрезвычайно важную стабилизирующую роль для бизнеса “коро­лей”, что позволило им компенсировать недостаточ­ный рост или падение доходов от продажи новых ли­цензий. Думается, что эта роль будет лишь возрастать по мере того, как кризис будет расправлять крылья, затмевая солнце над реальным сектором мировой экономики. Поквартальный график, показывающий влияние кризиса на этот вид доходов, представлен на рис. 12.

    Размышления у непарадного подъезда (вместо эпилога)

    Мировой кризис, начавшийся в 2007-м и более или менее осознанный в 2008 году, создает новую ситуацию и на рынке САПР/PLM. Доминирующие в обществе критические оценки и настроения относительно существующей системы устройства власти и государства, об­щественного сектора, национальных и мировых финан­сов, роли и места государства в экономике и прочего неизбежно переносятся и на сферы разработки и пот­ребления/применения технологий, инструментов, ком­понентов, продуктов и систем САПР/PLM. По анало­гии с насущной задачей овладения обществом экономи­ческими инструментами, ныне находящимися в руках у государства, должен быть разрушен искусственный барьер (или облегчен/демократизирован режим его пре­одоления) между “высоколобой” сферой разработки и вечно недовольной и “обираемой” сферой применения САПР/PLM. Однако, не о революциях речь, а об ост­ром спросе на новые идеи и о перспективах так называ­емых пострыночных решений. По мнению Бориса Ка­гарлицкого, директора российского Института глобали­зации и социальных движений, это, например, вопрос преодоления интеллектуальной собственности как барьера на пути инноваций, на пути доступа людей к знаниям, на пути изменения общества на основе новых технологических возможностей.

    Такая постановка вопроса нам близка, поскольку включает и нашу, неоднократно высказываемую на страницах журнала, озабоченность несправедливостью действующего подхода к лицензированию программно­го обеспечения вообще и ПО для САПР/PLM в част­ности, а также посягательством этого подхода на неко­торые основополагающие права человека. Как считает Б. Кагарлицкий, интеллектуальная собственность – это попытка канализировать технический прогресс в интересах определенных социальных групп. Выход на пострыночные решения позволит развиваться но­вым технологиям, новым подходам, уже не ориентиро­ванным на получение прибыли конкретным собствен­ником, что предполагает применение иных критериев при принятии решений. Такая политика не может быть очень просто инструментализирована, но это взгляд в будущее.

    Надо признать, наконец, что кризис будет тяже­лым и долгим. Не следует наивно полагаться на публи­куемые порой утверждения, что “нам бы день просто­ять да ночь продержаться”, а там и рынки успокоятся (рис. 13), восстановится доверие, начнется потребление, и всё вернется на круги своя. Нет смысла возвращаться в прошлое, способное порождать такие чудовищные кризисы, а контуры будущего, свободного от напастей, неясны... В этом и состоит проблема! Но жить-то надо и в кризисные времена, и параметры этой жизни сейчас каждый для себя и старается определить.

    Отрасль САПР/PLM активно защищается от па­дения спроса и страдает от внутренней конкуренции. Режим тотальной экономии объявлен и “королями”: безжалостно режутся все виды расходов, включая рас­ходы на командировки, увольняется персонал (ADSK объявила о сокращении 750, РТС – 250, SAP – 3000 че­ловек). Предприятия реального сектора экономики и в “тучные” годы покупали софт весьма неохотно, а нынче – исключительно с целью замещения работни­ков и для обеспечения загрузки эффективного техно­логического оборудования. Спрос на инженерное ПО для коммерческих целей замещается спросом на бес­платный или условно бесплатный софт и специалистов, умеющих им пользоваться. Новые технологии нужны, спору нет, но – бесплатные или почти таковые.

    Количество продаваемых “королями” новых лицен­зий продолжит стремительное падение; даже стабильная прежде выручка от платной поддержки (maintenance) будет уменьшаться, но всё же она, по-видимому, смо­жет сыграть роль подушки безопасности – вместе с на­коплениями на счетах, в ликвидных бумагах и других ликвидных активах. Думается, о суммах в 2535 тыс. долл./евро за лицензию придется забыть: цену будет определять потребитель, и мы располагаем убедитель­ными свидетельствами начала “королевской” гонки на понижение цен. В этой связи, мы прогнозируем паде­ние цен “крутых” high-end-решений до 5 тысяч (долл. или евро), а нынешних решений класса middle range – до 1000 и даже ниже при заключении так называемых корпоративных контрактов на поставку софта. В вы­игрыше может оказаться тот, кто располагает диверси­фицированной продуктной линией, сможет поддержи­вать ценовое равновесие на рынке в его динамике, а также предложит облегченные механизмы/схемы арен­ды ПО или удаленного доступа к нему. В этом случае из грандов САПР/PLM наиболее подготовленным для работы в таком темпе, режиме и настроении окажется признанный “король” массовых поставок разнообраз­ного недорогого софта – компания Autodesk. Практи­чески с такой же долей уверенности можно ожидать, что выигрыш достанется и тому, чьи продукты лучше закрывают потребности крупных промышленных пред­приятий и корпораций, имеющих утвержденные планы инвестиций в ПО, располагающих толстой подушкой безопасности и инерционным бюрократическим аппара­том. Этому критерию лучше отвечают, скажем, Dassault Systmes и Siemens PLM Software.

    Таким образом, сколь бы ни были важны упомяну­тые достижения в разработке ПО и сколь бы захваты­вающими ни представлялись события и новости рынка САПР/PLM, разворачивающиеся на фоне сатанеюще­го кризиса, нам кажется важным отметить новый, ускользнувший от внимания СМИ, ценовой тренд на рынке инженерного ПО.

    Что будет в условиях кризиса с многочисленными реселлерами, партнерами “королей”? Их судьба сло­жится, разумеется, по-разному. У тех реселлеров, что удовлетворяли спрос промышленных регионов в постав­ке софта, отгружая его ящиками с коробками, возник­нут проблемы выживания. Их запас прочности зависит от существования “подушки безопасности”, если о та­ковой озаботились заранее. Придется не только менять место работы, но и психологию ведения бизнеса. Если же реселлер не только собирал подати за maintenance, но реально учил и консультировал пользователей, то особых проблем возникнуть не должно. За исключением того, что в условиях кризиса, при практически нулевых продажах софта, выжить на услугах можно, лишь под­няв на них цену. Таким образом, на рынке САПР/PLM вероятен встречный тренд роста цен на консультационные и другие профессиональные услуги.

    В редакторской колонке прошлого номера Observer’a мы намеренно перечислили основные слияния и поглощения на рынке САПР/PLM в 2008 году. Нет аргументов, которые могли бы опровергнуть утверждение, что и в 2009 году тренд консолидации на рынке САПР/PLM продолжится.

    На десерт

    Несмотря на заявления руководства РТС о прима­те сохранения статуса независимой компании, вопрос о возможной её продаже с повестки дня по-прежнему не снят. Так, уважаемая компания Datamonitor считает, что РТС – кандидат №1 на поглощение. Подеше­вевшие с августа 2008 года более чем вдвое акции, а, следовательно, существенно упавшая рыночная капита­лизация РТС, привлекают внимание крупных игроков, всё еще обладающих свободными средствами и желаю­щих использовать момент кризиса для скупки активов компаний, чья реальная стоимость существенно выше текущей рыночной. Наиболее вероятным претендентом называют Infor Global, третьего по величине (после Oracle и SAP) вендора корпоративных приложений. Кстати сказать, наши по­пытки обсуждения этого материала с российским пред­ставительством PTC утонули в молчании московского офиса. Как выяснилось, руководитель представительства Арсений Тарасов покинул ряды PTC.

    В следующем номере журнала мы опубликуем све­жие материалы проекта “Короли” и “капуста”.

    Просмотров: 104 | Добавил: thilling | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz